AstroDomain - Сайт прикладной астрологии AstroDomain - Сайт прикладной астрологии



Автор: А.Д.Левицкий       
(физик, астролог, преподаватель Института человекознания при ЮНЕСКО,       
консультант Центра астрологических исследований)       
1994г.       


АСТРОЛОГИЯ, КАК СИНТАКСИС ОПИСАНИЯ КАРТИНЫ МИРА, И СТРУКТУРА ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
(вступительные главы)

(выделение отдельных фрагментов текста не принадлежит автору)





"Всякая реальность, в конечном счете –       
психическая реальность."       
(К.Г.Юнг)
       

0. Методологическое введение

Примерно в середине нашего века науковеды заметили, что в конце прошлого века появился новый тип научных теорий, и, в этой связи, новый способ построения этих теорий.

Как создавалась, например, электродинамика? В рамках существовавшей на то время системы представлений о природе электричества и законах механики Дж. К. Максвелл делает предположения об, если можно так выразиться, устройстве электромагнитного поля – как если бы это была система механического типа. Далее, применяя изощренные математические приемы, удается элиминировать механическую часть. Последующая работа состоит в тщательной проверке всех деталей соответствия теории с наблюдаемыми данными.

Все это очень характерно для построения любой научной теории определенного типа. Это устроено так – в рамках существующих представлений формулируется частная модель, затем тщательно проверяется ее работоспособность. Если существует хотя бы один эксперимент, противоречащий теории, это серьезный аргумент против нее.

Но ни периодическая система элементов Менделеева, ни – более фундаментальные примеры – квантовая или релятивистская теории, ни – приближаясь к нашей тематике – фрейдовский психоанализ или юнговская аналитическая психология – не создавались по этой классической схеме. Современная научная теория, называемая в работах К. Поппера и И. Лакатоса [37] «исследовательская программа», строится по иной схеме.

Схема такова:
1. Некоторые исходные, весьма абстрактные утверждения.
2. Правила, указывающие, каких путей исследования надо избегать, а каких придерживаться.
3. Несколько тщательно разработанных примеров применения правил, доказывающих, что система правил работоспособна.

Такие теории могут не дорабатываться до полноты, им это даже иногда может быть противопоказано. Их цель – создать или расширить парадигмальные представления в данной сфере знания, их судьба и предназначение – быть замененными на другие, более широкие или элегантные. Опровергать исследовательские программы бессмысленно. Если в этой сфере появляется новая программа, старая просто окажется излишней. Конечно, если она уступает новой программе в каком-либо отношении.

Если существуют эксперименты, противоречащие теории, это ни в коей мере не аргумент против нее. Это лишь повод проверить условия эксперимента, возможно, уточнить правила движения, разобраться с интерпретацией. Как правило, исследовательские программы в начальной фазе своего существования уязвимы по всем перечисленным позициям. Совершенными они становятся (или так и не становятся) перед появлением новой программы, призванной заменить прежнюю.

Предлагаемая работа в нескольких отношениях является исследовательской программой. Ее абстрактной частью является базовая модель, согласно которой психика устроена как натальная карта, причем двенадцатиместная система (знаки или дома) – более фундаментальна, чем планеты и аспекты и является структурообразующим фактором. Это твердое ядро программы.

Правила движения задает крест подобия, (он позволяет отличить два способа применения принципа подобия – горизонтальный и вертикальный) и закон Беинса Дуно (связь четырехместной и двенадцатиместной систем). Они говорят, что является объяснением, а что – описанием, какие инструменты пригодны для той или иной работы, а какие – нет. Это – положительная эвристика программы.

Базовая модель и правила движения применены к психологическим конструкциям, соответствующим воздушному тригону с привлечением (согласно кресту подобия) водного тригона в качестве объяснительного. При этом несколько известных эмпирических фактов нашли теоретическое объяснение в базовой модели. В приложениях, кроме того, описаны еще два примера применения методики, вытекающей из предлагаемой программы. Это диагностика соционического типа (типа информационного метаболизма) по натальной карте и феномен тонкой наследственности.

Далее я хочу рассмотреть предлагаемую работу с точки зрения концепции виртуальных реальностей. Применение этого подхода к психологии вообще и к психотерапии в частности – вполне естественно, каждому серьезному психотерапевту приходится сталкиваться с тем, что клиент, не осознавая того, живет в своем, иногда очень неочевидном для окружающих мире. И далеко не всегда это паранойя. Но я говорю о более фундаментальных вещах – не о методике, а о методологии.

Дело в том, что стоящие за всеми психологическими подходами мировоззренческие представления, при большом их разнообразии, имеют одну общую черту. У каждого представления существует своя, одна-единственная реальность; существует она независимо от нас, а человек знает о ней больше или меньше, и, в зависимости от этого, успешен в ней в той или иной мере. Поэтому, естественно, каждый ученый, разработавший свой, более верный или более точно отразивший истину метод, не горит желанием понимать других — ведь истина-то одна и именно его открытие приближает к ней!

Подход, о котором идет речь, предлагает альтернативную точку зрения. Она состоит в том, что мир человека содержит множество реальностей, хотя актуально доступными для человека в данный момент могут быть только некоторые из них.

Но это множество реальностей — не просто мешок с беспорядочно сложенными в нем предметами. Не из любой реальности в любую другую можно войти. Между этими реальностями существует сложная сеть связей, поэтому множество реальностей вместе со связями между ними следует называть системой. Итак, совокупность реальностей каждого человека представляет собой систему, в структуре которой есть закономерности, общие для всех людей, а есть и индивидуальные, присущие именно этому человеку.

Психотерапия, рассматриваемая с такой точки зрения, распадается на два вида: гармонизация, улучшение ситуации в рамках одной реальности — один вид, и смена реальности — другой вид. Психодиагностика, соответственно, сохраняя все прежние наработки, может в явном виде сформулировать задачу: определить, в какой реальности находится клиент в данный момент и какие еще реальности у него в доступе. Понятие «зона ближайшего развития» приобретает, следовательно, дополнительный топографический смысл.

Автор взял в качестве основы для структурирования реальностей астрологически ориентированное описание картин мира. Само по себе это предпочтение не очевидно и может быть темой для обсуждения. Аргументы в пользу такого выбора составляют содержание первой части.

Я хотел бы, чтобы публикация работы была воспринята как приглашение к сотрудничеству. Нет ничего практичней хорошей теории, а эта теория производит (не только на автора) хорошее впечатление. Но для того, чтобы в полной мере оценить ее практичность, к ней и отнестись надо, как к исследовательской программе – то есть, применять в исследованиях...


1. Гуманитарные и естественные науки

Гуманитарным знанием, конечно, называют многое – даже слишком. Здесь, в этой работе, Автор касается только психологии. Это объясняется тем, что автор видит над собой – в качестве лозунга – приведенное в эпиграфе Юнговское высказывание: «Всякая реальность, в конечном счете, – психическая реальность». Здесь и мировоззренческий, конечно, принцип, но и практический момент – с чем бы я ни имел дело, посредником всегда будет моя психика.

1.1. Много – не всегда хорошо!

ХХ век можно, без большого преувеличения, назвать веком наук о человеке. Психология – тоже «наука о человеке» и к ней это высказывание относится в первую очередь. Причем, если основополагающие работы, в частности, психоанализ З. Фрейда – по методологии и мировоззренческим концепциям носили – в лучших традициях уходящего XIX века – естественнонаучный характер, то в дальнейшем своем развитии психология все в большей степени приобретает черты гуманитарной науки, что, собственно, и означает «наука о человеке».

Выражения «наука о человеке» и «гуманитарная наука» следует, конечно, употреблять только в кавычках, памятуя, что термин «наука» был введен Г. Галилеем как «такое знание о мире, которое не предполагает существования человека». Именно поэтому автор в соответствующих местах пишет «гуманитарное знание» – без кавычек. Автор предполагает существование человека, более того, автор уверен в его существовании и делает на это ставку.

Ученики и последователи великих основателей, развивая и опровергая их и друг друга, создали множество теоретических и прикладных, абстрактных и конкретных психологий различного масштаба. Представители разных психологических школ далеко не всегда понимают друг друга, а нередко и не хотят понимать. Сейчас ситуация в психологии напоминает эпоху строительства Вавилонской башни – со всеми вытекающими отсюда разрушительными последствиями. И этот процесс продолжается, накаляя обстановку все больше.

Но существует другая возможность! Если удастся создать метаязык достаточно высокого уровня, на котором можно удовлетворительно описать такой сложный объект, каким является человек, и в котором нашли бы свое место все существующие подходы, то атмосфера вокруг башни может коренным образом улучшиться.

Настоящая работа представляет собой попытку предложить в качестве метаязыка для психологических и других гуманитарных представлений знаковую систему высокой сложности, известную под именем астрология.

Целью работы является поиск и построение такой стратификации представлений о человеке, которая позволила бы установить морфизм между системой этих страт и структурными элементами астрологического языка.

***

Удивительно, насколько значительных результатов добиваются психотехнические школы, исходя из простеньких, казалось бы, парадигм – вроде перлзовского «организма в среде». Астрология с ее куда более фундаментальной рамкой «человек в космосе» не может, однако, предъявить настолько же более фундаментальные достижения в конкретной работе. На мой взгляд, причина этого – в своеобразной стерильности астрологической традиции. Я поясню, о чем речь, на примере из истории физики.

Крупнейший математик начала века Д. Гильберт считал, что «физика – это геометрия плюс часы» и написал на этом основании несколько работ, как сейчас сказали бы, по математической физике. Работы эти были безупречны с точки зрения математики, но, увы, бессодержательны с точки зрения физики и цели, на которую претендовали – решить проблемы в соответствующей области физики – не достигали.

А ведь математика, в самом деле – язык физики! Без нее не обойтись. Все доказательное, обоснованное и объясненное может быть сказано только средствами математики. Но, похоже, принципиально важно – кто говорит на этом языке.

Как мне кажется, с астрологией происходит та же история. Да, астрология – царица наук о человеке, да, ее язык – структура, со времен К. Г. Юнга претендующая на право называться языком описания психики, семантическое поле, наиболее органичное для описания культуры и ее динамики. Но кто скажет на этом языке новое слово в исторической науке – историк или астролог? Кто разработает новую технику психотерапии, невозможную и ненаблюдаемую при описании психики на другом языке – психотерапевт или астролог?


1.2. Сходство и различие

У гуманитарных и естественных наук – разные парадигмы. В этом и состоит принципиальная, непреодолимая грань, разделяющая их... Картины мира, тем не менее, в нашей культуре принято было строить, исходя только из естественнонаучных представлений – и автор этих строк в свое до-астрологическое время не был исключением. Видимо, надо было отдать дань мировоззрению, основанному на примате «объективных наук». Предпринимая попытку выйти из-под гнета физикалистских представлений, попробуем разделить их парадигмальные основы.

Для естественных наук главное – представление о симметрии пространства и времени. Пространство – однородно и изотропно, время – однородно и анизотропно. На этом держатся и законы сохранения, и принцип повторяемости эксперимента – основной критерий «научности».

В гуманитарном знании аналогом представления о симметрии является принцип аналогии или принцип подобия. Его лингвистической, или, шире, образно-знаковой формой является метафора.

Метафорическая точность в гуманитарном знании – настолько же уместное и исчерпывающее доказательство правильности высказывания, насколько сохранение фундаментальных физических величин – необходимое условие истинности гипотез в сфере естественных наук.


1.3. Астрология, как предельная онтологическая рамка

В необозримом поле гуманитарного знания астрология занимает особое место. Это происходит, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, астрология в явном виде формулирует свои парадигмальные принципы с точностью, удовлетворительной даже со строгой точки зрения естественных наук. Во-вторых, принцип подобия в этом случае взят в наиболее общей возможной формулировке, так что любая другая его редакция почти автоматически – частный случай.

Основополагающий принцип гуманитарного знания – принцип подобия – для астрологии звучит так – «человек подобен космосу». Поэтому, в зависимости от того, каково представление о космосе, будет изменяться и представление о том, что такое человек. Именно в этой связи, напомню, и обретает содержательный, а не только поэтический смысл слово «микрокосмос». Под космосом я сейчас имею в виду ту психическую реальность, которую человек называет внешним миром. Микрокосмос – то, о чем человек говорит «Я».

Такая формулировка принципа подобия дает нам возможность описывать структуру психики человека, а затем с полным правом – соблюдая, конечно, правила перевода – говорить о структуре космоса. Мы считаем правомерным – говорить об этой структуре, как о системе, так как в Базовой Модели, о которой далее пойдет речь, описаны два необходимых компонента системы – упорядоченный набор элементов психики (в данном случае – циклически упорядоченный) и связи между элементами.

***

Полный текст работы

Наверх


© AstroDomain, 2009-2012
При использовании любых материалов, заимствованных с данного сайта, указание источника AstroDomain и гиперссылка на http://www.AstroDomain.ru обязательны