AstroDomain - Сайт прикладной астрологии AstroDomain - Сайт прикладной астрологии



«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» К.ЯСПЕРСА

и

СУДЬБА АСТРОЛОГИИ КАК УНИВЕРСАЛЬНОГО ЯЗЫКА


Общее содержание:


1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Что есть астрология: средство познания мира, форма мышления, угол зрения, способ описания закономерностей жизни?

Не будем спорить: интерес к астрологии усиливается во времена великих переходов, переворотов, катаклизмов. Иными словами – кризисов. Однако, например, Средневековье (когда астрология была признанной университетской дисциплиной и широко практиковалась) кризисным периодом в полном смысле слова назвать трудно. Столь же трудно назвать «кризисным» и более ранний, более долгий период, в течение которого она, видимо, и проходила свое первоначальное становление.

А вот сама астрология, как и все на этом свете, переживала периоды взлетов и падений. Общий кризис в астрологии 20-21 вв. – трудно сказать, первый, уникальный или очередной, рядовой - признается большинством самих астрологов.

В этом кратком очерке мы еще раз увидим, что астрология скорее менялась вместе с людьми, чем паразитировала на их несчастьях и растерянности. Она - живое знание и развивается по тем же самым законам, которые действуют для всего живого. А это означает, что у нее есть своя история, которую имеет смысл знать. Интерес к традиционной астрологии, заметно усилившийся в последнее время, видимо, не случаен и знаменует собой поиски надежной опоры, позволяющей не изобретать в очередной раз колесо, не барахтаться в зыбком болоте индивидуальных догадок. Традиция – это прежде всего благодатная, твердая почва под нашими ногами, которая зарождалась и формировалась довольно долго, но трамбовалась и цементировалась, видимо, все же в течение вполне определенного исторического периода.


Концепция Карла Ясперса

Деление на исторические периоды достаточно условно – в том числе и тогда, когда мы пытаемся проследить историю астрологии. Модель К.Ясперса удобна для короткого очерка именно в качестве шкалы, задающей общий масштаб и структуру человеческого существования во времени: «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. ..В четвертом - от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе.» «…В великих культурах древности, в них самих или в орбите их влияния … с 800 по 200 г. до н. э., формируется духовная основа человечества, причем независимо друг от друга в трех различных местах — в Европе с ее поляризацией Востока и Запада, в Индии и Китае.» (Здесь и далее цитаты из работы К.Ясперса «Истоки истории и ее цель», 1948, приводятся курсивом).

Логично предположить, что и самые главные, «осевые» события развития астрологии – как знания универсального, междисциплинарного и надрелигиозного – имели место преимущественно в этот период. (Д.Куталев: «…астрология легко преодолевала государственные, языковые, религиозные рамки, несмотря на очень настороженное отношение к "знаниям язычников", характерное для многих культур. Иудейские, христианские, мусульманские астрологи, как и представители других религий, пользовались одной и той же астрологической системой. Более того, христианские астрологи работали при дворах халифов, иудейские астрологи давали консультации римским папам, а исламские астрологи делали предсказания для китайских императоров. И подобных исторических свидетельств “надрелигиозности” астрологии, её интеркультурной значимости можно найти множество.») (Здесь и далее цитаты из работы Д.Куталева (Р.Броля) "Астрология как историко-культурный феномен" приводятся курсивом).

Необходимо сразу сказать несколько слов о человеческой и философской позиции Карла Ясперса. Главным для него был вопрос о подлинной коммуникации между людьми. Будучи по образованию и профессии врачом-психиатром, он придавал огромное значение способам этой коммуникации. Личная практика убедила его в том, что все существующие научные модели, принятые в психологии и психиатрии, побуждают рассматривать другого человека (собеседника, пациента) как объект, что исключает подлинный контакт, рвет живую нить понимания – и в конце концов заставляет убивать в человеке человеческое. Начав с поиска возможностей для понимания между двумя или несколькими людьми, Ясперс постепенно пришел к важности вопроса о взаимопонимании между обществами, народами …и временами (видимо, отсюда его особый интерес к истории, которую он оценивает как процесс становления человека, групп людей, больших сообществ, а также как процесс создания связей между поколениями). Коммуникационное поле между людьми представляется гуманисту Ясперсу единственной средой, в которой может родиться информация, появиться смысл жизни. Причем и привнести в природное бытие, и распознать этот смысл может только сам человек, исходя из своих индивидуальных возможностей, творческих способностей.

Ясперс также был уверен, что «изучать» историю как объект дело сомнительное – ее скорее следует переживать и понимать. Только так, считает он, можно увидеть, различить в ней ее смысл (а в том, что он есть, Ясперс не сомневался).

Понятно, что для такого взаимопонимания должна быть некая существенная основа – и Ясперс предположил, что она сформировалась именно в период между 800 и 200 годами до н.э. «…Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным… для Запада, для Азии, для всех людей вообще,— что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости».

Примечательно и то, что Ясперс, оставаясь христианином, не считает христианство цементирующей общечеловеческой силой. Он ищет более универсальную, понятную всем без исключения человеческим существам, основу взаимодействия (см. его концепцию философской веры, фактически неотделимую от концепции осевого времени).


От доистории до великих культур древности


Доистория

«…Объективно доистория - поток различных изменений, однако в духовном смысле это еще не история, поскольку история возникает лишь там, где есть осознание истории, традиция, документация, осмысление своих корней и происходящих событий. …История - всегда ясное для человека прошлое, сфера усвоения этого прошлого, сознание своего происхождения. Доистория - обоснованное, правда, фактически, но не познанное прошлое». («Истоки истории и ее цель», 1948). Поскольку из этой тьмы веков к нам не дошло никаких документов и свидетельств, в нашем понимании, то и судить о наличии (зачатках, зарождении) астрологического знания в этот период мы не вправе. Во всяком случае, необходимых условий для того, чтобы оно существовало – осознания истории, традиции, осмысления происходящих событий – здесь нет.

Не будет лишним констатировать следующий факт: «…невозможно выделить один единый очаг возникновения астрологии. Данный этап характерен для многих развитых цивилизаций древности. Но при этом, возникновение развитых астрологических традиций не было одновременным. Наиболее ранним, судя по всему, было появление астрологии в Месопотамии и (возможно) у древних ариев (ориентировочно на рубеже III–II тыс. до н.э.); в Китае и Месоамерике астрологические концепции были сформулированы к середине I тыс. до н.э.; тогда как астрологическая система друидов, видимо, сформировалась в последние века I тыс. до н.э.» ("Астрология как историко-культурный феномен")

В этой же работе автор характеризует ранний период так: «...Космос (всё вокруг) коррелирует с земным объектом (душой человека) благодаря синкретизму, неразличимости микро- и макрокосмических процессов. Это древнейший период, когда происходит зарождение астрологии, – анимистическая стадия (и начало виталистической), по терминологии Бертело–Радьяра, или протоастрология, по нашей терминологии. На данном этапе собственно астрология ещё не сформировалась. Очевидно, данная стадия характерна для любого доклассового общества».


Великие культуры древности

В период от 5000 до 3000 г. до н. э. формируются великие культуры древнего Египта и Двуречья, к этому периоду археологи относят находки в Трое и на Крите. Культура Китая и долины Инда берет свое начало в 3-ем тысячелетии до н.э.. Становление астрологии мы также относим именно к этому времени.

Историк астрологии Д.Куталев характеризует этот этап следующим образом: «Возникновение и развитие астрологии предзнаменований и календарной астрологии (ориентировочно с III тыс. до н.э.)... Космос (Небо) коррелирует с земным объектом (социумом) благодаря единым ритмическим закономерностям. Это виталистическая стадия, по терминологии Бертело-Радьяра, и появление астрологии как таковой, согласно нашему определению астрологии». ("Астрология как историко-культурный феномен")

Философ Ясперс смотрит на эту стадию истории под несколько иным углом и задается вопросом: «…что же произошло с человеком, что заставило его перейти из неисторического существования в историю? …Речь идет о таком ответе, который связан с внутренними глубинами человеческой сущности Мы хотим узнать не о внешних событиях, а о внутреннем преобразовании человека.

Истории предшествовало становление и преобразование, свойственное в значительной степени как человеку, так и природным явлениям. Скачок из этого простого существования в историю характеризуется, вероятно, следующим: 1. Сознанием и воспоминанием, передачей духовного достояния - тем самым совершается освобождение от того, что составляет только настоящее. 2. Рационализацией какого-либо значения и содержания посредством техники - тем самым совершается освобождение от жизненно необходимой связи с обусловленной случайностью, предусмотрительностью и гарантированностью. 3. Наличием в качестве примера и образца людей, чьи дела, свершения и судьбы постоянно стоят перед мысленным взором их потомков в качестве деяний правителей и мудрецов,— тем самым создается основа для освобождения от глухого самосознания и страха перед демонами... Вместе со скачком в историю осознается преходящий характер всего. Всему в мире отведено определенное время, и все обречено на гибель. Но только человек знает, что он должен умереть. Наталкиваясь на эту пограничную ситуацию, он познает вечность во времени, историчность как явление бытия…». («Истоки истории и ее цель», 1948)

Итак, прыжок в историю совершен, но перехода к ее осмыслению еще нет.
Изучение жизненных ритмов и природных явлений, а также преобразование результатов этого изучения в удобные для повседневного использования инструменты (например, в подробные календари) существенно продвигает человеческую мысль вперед.
Однако в найденных ритмах человек еще не видит (и не ищет) обязательного высшего смысла - кроме того очевидного, одновременно простого и величественного, значения, который подсказывает ему сама природа.
По Ясперсу, «… этим высоким культурам неведом еще тот духовный переворот, который мы определили как осевое время, создавшее тип нового, современного нам человека». («Истоки истории и ее цель», 1948)



Читать далее:

«Структурирование мировой истории осевым временем»
От «осевого времени» до наших дней
Традиционная ложка дегтя напоследок
Приложение: Испорченный телефон, или Трудности перевода

Наверх


© AstroDomain, 2009-2012
При использовании любых материалов, заимствованных с данного сайта, указание источника AstroDomain и гиперссылка на http://www.AstroDomain.ru обязательны